Галерея
10177 11100 11950 12815 12973 13524
Интересные записи
Топовое
Случайное

Постепенная схематизация

Постепенная схематизацияНо уже начиная со следующего, шестого слоя, замечаются постепенная схематизация и стилизация рисунка, что накладывает на весь орнамент Сиалка, да и вообще восточной зоны плато, дух стиля Сузы I, в котором стилизованность и схематичность доведены почти до полной геометризации. Правда, несколько позднее архаическое искусство Восточного Ирана вновь, в третий раз, но уже ненадолго, возвращается к реалистическим, или, как считают некоторые исследователи, натуралистическим, полным динамизма, изображениям, с* тем, чтобы затем окончательно подчиниться влиянию стилей «промежуточного слоя» и Сузы II.

Итак, в конце IV тысячелетия до н. э. после долгих поисков новых форм, расцвета, спада, затем нового подъема протоиранское искусство почти во всех областях плато достигает относительной унификации.

В III сиалкский период, на территории Восточного Ирана существует почти полное единство культуры и искусства. Во всяком случае, культурные слои Кума и Савеха, Рея и Дамгана чрезвычайно близки как между собою, так и к культуре Сиалка III. Интересно отметить, что эта близость и родство прослеживаются начиная с I периода. Это, как справедливо полагает Р. Гиршман, позволяет выделить рассматриваемую зону в качестве самостоятельной, но связанной с Западным Ираном культурной области.

И, конечно, было бы неверным резко разрывать и обособлять эти культурные зоны доисторического Ирана, к тому же населенные со времен седой древности в основном антропологически близким этническим массивом. Тем самым мы вовсе не собираемся ставить знак равен - сгва между культурой и этносом. Мы хотим указать лишь на то, что в ареале распространения смежных протоиранских культур распространен был в основном близкий друг к другу антропологический тип населения.