Галерея
10177 11100 11950 12815 12973 13524
Интересные записи
Топовое
Случайное

Яфетидологические изыскания

Яфетидологические изысканияВ аспекте яфетидологических изысканий писал о шумерском акад. Н. Я. Марр, связывавший этот язык то с кавказскими, то с приволжскими—финно-угорскими и чувашским. И если первые его работы в этом направлении в какой-то степени сохраняют научные нормы, то последующие «изыскания» его не только грешат произвольностью сопоставлений, но и в полной мере абсурдны и фантастичны. Работы Н. Я. Марра, изданные им в особенности в последний период его деятельности, полны сногсшибательными выражениями и терминами, вроде «шумеро-чаны», «кимеро-шумеры», «шумеры-чуваши» и т. п. Это говорит о полном пренебрежении Н. Я. Марра всеми нормами исторического и лингвистического исследования. К сожалению, эта антинаучная марровская эквилибристика о шумерах нашла отражение и в трудах некоторых наших антропологов.

Хотя на современном этапе наших знаний о шумерийцах нельзя окончательно решить вопрос об этнолингвистической принадлежности и прародине этого народа, тем не менее, однако, есть некоторые, основания считать, что шумерийцы не являются первоначальными насельниками областей, занимаемых ими в историческое время, и что в Месопотамию они пришли, по-видимому, с Востока.

Едва ли, однако, их первоначальную родину можно локализировать на территории Иранского плато: для подобного заключения у нас нет никаких оснований. Можно разве только допустить возможность того, что шумеры в своем продвижении на запад, в Месопотамию проходили через некоторые области Иранского плато, оставляя здесь местами следы своего пребывания.

Раскопки, проводившиеся у Анау, близ Ашхабада, по-видимому, также свидетельствуют о восточном происхождении шумеров. Хотя культура Анау и обнаруживает определенные параллели с шумерской, тем не менее, однако, это обстоятельство вовсе не позволяет конструировать специальную так называемую анау-сузианскую культуру, древнейшими носителями которой будто бы были тюркоязычные племена, в том числе и шумерийцы. Подобная установка льет воду на мельницу только пантюркизма, постулирующего существование некой изначальной широко раскинувшейся древнейшей «турецкой расы», отрицающего самобытность локальных культур и сводившего все к единому знаменателю, часто поэтому безликому и аморфному.