Галерея
10177 11100 11950 12815 12973 13524
Интересные записи
Топовое
Случайное

Эламский мир

Эламский мирЭламский мир в этнокультурном отношении теснейшим образом был связан с северо-восточными и восточными областями. Ряд исследователей рассматривает Иранское плато как вероятный источник древнейшей цивилизации Элама. В несколько более позднюю эпоху, в III тыся* челетии до н. э. Элам испытывал влияние Шумера. Вслед за тем все сильнее становится в Эламе влияние семитического элемента. В Эламе наравне с иероглифической письменностью начинает применяться и аккадская, эламские цари иногда носят семитические имена, в эламских текстах встречаются семитические слова, изображения эламитян, по - видимому, указывают на примесь семитизма. Несмотря на сильное влияние Месопотамии, сводить, однако, цивилизацию Элама только к месопотамской и считать ее вавилонского, семитического происхождения, вовсе нельзя. Культура Элама в основе своей, несмотря на глубокие иноземные влияния, бесспорно, Самобытна.

Древнейшие правители Элама вели то завоевательные, то оборонительные воцны: вторгались в соседние области нагорного Загра и неоднократно в Месопотамию; нередко и эламские земли подвергались нашествиям соседей, особенно часто бывали биты эламиты со стороны месопотамских правителей.

Что же касается эламского языка и его отношения к другим языкам нагорного Загра, а также языкам иных групп, то следует сказать, что все эти вопросы чрезвычайно сложны, и мы не собираемся останавливаться на последних во всем их объеме. Мы коснемся только наиболее существенных сторон затронутых вопросов.

Первые, крайне туманные представления об эламском языке, который в ученой литературе назывался тогда еще мидийским, относятся к 30—40-ым гг. XIX в. Лишь в конце XIX столетия было установлено, что

Язык, долгое время называвшийся то мидийским, или протомидийским, то скифским, или амардским, является эламским. Раскопки, проводившиеся как в самом Эламе, так и в соседних областях, дали некоторое количество текстов, значительно обогативших наши представления об этом, прежде загадочном языке. Благодаря усилиям Вейсбаха, Шейля, Хюзинга, Борка и других мы теперь читаем и ib какой-то мере понимаем эламские тексты.