Галерея
10177 11100 11950 12815 12973 13524
Интересные записи
Топовое
Случайное

Мотивы социальной борьбы

Мотивы социальной борьбыМотивы социальной борьбы в основном звучат и в известной Гате «Плач души быка» . Здесь и в других местах Гат говорится о борьбе не просто «доброй мыслью, добрым словом», но и «добрым делом», под чем нередко мыслится открытая вооруженная борьба всех daena mazdayasnis.

Борясь против родовой знати и старых жреческих корпораций, зоро - астрийское учение возвещает веру в единого великого бога Ахурамазду. Очевидно, именно это маздаяснийское учение и было идеологическим оружием Гауматы. Лишь позднее в зороастризме стали появляться всевозможные новые наслоения, по существу выхолостившие его старый боевой дух. В более поздних частях Авесты появляется все больше эсхатологических норм, реальная борьба заменяется обрядовой чистотой и т. п. Именно этот зороастризм, но без самого Заратуштры и вошел в идеологический арсенал первых Ахеменидов. Мы не касаемся здесь зороастризма времен Сасанидов, являвшим собою уже нечто новое, приспособленное к новым условиям.

Что же касается религии персов, против которой так упорно боролся Гаумата, то она, судя по сведениям античных авторов, являла собою политеизм. Персы обожествляли солнце, луну, землю, воды, ветры и т. п. и приносили им жертвы. Следовательно, они поклонялись природным силам, отвергнутым реформой Заратуштры. Эту религию, или точнее эти племенные религии, можно назвать, пользуясь терминологией Ф. Энгельса, «естественно возникшими племенными религиями», боги которых были объявлены Заратуштрой дэвами и почитание их было запрещено. Но наравне с этой, так сказать, народной религией в Персии существовала, по крайней мере со времен Дария I, маздаисти - ческая или точнее «зороаетрийская религия без самого Заратуштры».