Галерея
10177 11100 11950 12815 12973 13524
Интересные записи
Топовое
Случайное

Родина и двор авестийского царя

Родина и двор авестийского царяАвестийского Виштаспа из рода Naotarya лучше, кажется, связать с Гистаспом, царем «Мидии и Нижней страны», которого еще совремеи - ник Александра Македонского отличал от Гистаспа — отца Дария I.

Имя отца Дария Виштаспа с авестийским Виштаспом было впервые связано, как кажется, только в IV в. Аммианом Марцел - лином, но еще в VI в. Агафий сомневался в этом. Ко всему сказанному надо добавить еще и то, что царский двор и все окружение авестийского Виштаспа, его родичи как младшего, так и старшего поколения, Ничего общего не имеют с дариевым отцом.

Родина и двор авестийского царя Виштаспа мыслятся в традиции где - то вблизи Раги — родины самого Заратуштры, по другим данным в Бал - хе или даже Сеистане. Виштасп, покровитель Заратуштры, является отцом многочисленного семейства, ни один представитель которого не может быть связан с Ахеменидами. Не спасет положения и попытка некоторых исследователей увязать имя сестры и жены Виштаспа Hutaosa с именем дочери Кира, Атоссой. Хотя филологических препятствий для подобного сопоставления нет, зато имеются — исторические, которые никоим образом нельзя игнорировать.

Ввиду сказанного выше, авестийского Виштаспа бесспорно следует отличать от Виштаспа—отца Дария I, и поэтому Заратуштру, вопреки очевидным фактам, нельзя связывать с Ахеменидами и в частности с Дарием, как это делают Хертель, Херцфельд и некоторые другие исследователи.

Что же касается вопроса о личности Заратуштры и времени его деятельности, то следует сказать, что, несмотря на всю запутанность картины и весьма многочисленные неясности, у нас имеются в этом отношении кое-какие положительные данные. Последние позволяют нам сказать, что Заратуштра, очевидно, является исторической личностью и что Время жизни пророка следует относить к периоду, во всяком случае доахеме - нидскому.

Хотя еще античные писатели относили Зороастра к глубокой древности, порою чуть ли не к VII—VI тысячелетиям до н. э., и образ его сильно «расплывался в глазах их» , а имя было окружено почти ореолом легендарности, тем не менее во всей классической древности никто не сомневался в реальном существовании пророка, которого греки считали «магом», «главою магов», «великим мудрецом» и т. д. То же самое говорили о Зороастре средневековые писатели и хронисты.