Галерея
10177 11100 11950 12815 12973 13524
Интересные записи
Топовое
Случайное

Указание Геродота

Мы выше уже говорили о том, что перевод самого слова ayadana в свое время вызвал множество различных сомнений и толкований. Но последние возникали благодаря утверждению Геродота о том, что «ставить кумиры, сооружить храмы и алтари у них не дозволяется». Именно, исходя из этого указания Геродота, Ф. Шпигельи другие отказывались видеть в ayadana храмы, хотя уже Ж. Оппертпереводил это древнеперсидское слово как «tempel, autel». Дело в том, что указание Геродота в данном случае не может быть взято в расчет, ибо не следует забывать, что между тем временем, когда Гаумата разрушал храмы, и тем, когда галикарнасский историк посетил Персию, прошло не менее 80—90 лет. За это время в религии персов произошли значительные изменения. Уже Дарий упорно насаждал в Персии маздаизм. Что же касается храмов, то теперь в свете раскопок нам уже хорошо известно, что Персы прежде, еще до Дария, сооружали довольно большие храмы. Храмы продолжали сохраняться как при Дарии I, так и в начале правления его сына Ксеркса. И лишь при последнем, как это явствует из его антидэвовской надписи, храмы «дэвов» , т. е. храмы племенных богов были разрушены.

Если под daiva понимать, как это думают Э. Херцфельд, акад. В. В. Струве и некоторые другие исследователи, древнеиранские племенные божества, низвергнутые Зороастром в угоду единого великого Ахурамазды, то в этом мероприятии Ксеркса следует видеть повторение, очевидно, в пределах Ирана, религиозной реформы Зороастра, уже раз имевшей место при Гаумате, к установление такого почитания Ахурамазды http://vkak.ru/avanafil.php аванафил, которое было подобно зороастрий - скому, т. е. Ахурамазда почитался вне стен храмов. Ведь хорошо известно, что чистому зороастризму Чуждо сооружение храмов, вот почему Авеста нигде не говорит о храмах, посвященных Ахурамазде.