Галерея
10177 11100 11950 12815 12973 13524
Интересные записи
Топовое
Случайное

Кардинальный вопрос проблемы

Кардинальный вопрос проблемыХотя исследователями о магах «пролито море чернил», тем не менее, однако, наиболее важный, кардинальный вопрос проблемы, в именно вопрос об их происхождении и поныне остается открытым; часть исследователей считает магов Племенем иранского происхождение. Другая—считает их Племенем «туранским», наконец, часть ученых вообще отказывается видеть в магах племя, в настоящем смысле этогс слова, полагая, что они являют собою позднее конституировавшееся Сословие профессиональных жрецов. Что касается третьего предположения, то оно едва ли основательно, ибо почти вся античная традиция, начиная от Геродота и позднее считала магов Племенем, А не сословием..

Вовсе не собираясь утверждать «туранизм» магов, нам хотелось бы подчеркнуть: тот факт, что магов мы знаем как проповедников религиозного учения, язык которого, бесспорно, был иранским, никак не может свидетельствовать в пользу иранского происхождения самих проповедников этого учения.

Религиозное учение Магомета, изложенное в Коране, читается и проповедуется Только на арабском языке духовенством различных мусульманских стран, говорившего притом на совершенно различных языках.

Для подтверждения иранского происхождения мидян и мидийского языка часто ссылаются на отмеченную некоторыми античными авторами близость этого языка к скифскому и парфянскому языкам. Ссылаются также на Страбона, говорившего о близости мидийского языка к пер* сидскому и другим иранским языкам.

Не отрицая близости Одного или нескольких из языков пришлых индоевропейских племен Мидии к языку части скифов и парфян, мы не можем, однако, согласиться видеть в этом «мидийском» языке собственно мидийский язык, язык населения Всей, или по крайней мере, Большей части Мидии.

Не следует забывать, что Киаксар, царь Мидии, посылал мидийских юношей к скифам не только учиться стрельбе из лука, но и Скифскому языку. Следовательно, скифский язык, который был понятен пришлым ираноязычным племенам, не был понятен этим «мидийским юношам». Под этой частью мидян и следует, на наш взгляд, понимать местное неираноязычное население Мидии, т. е. тех, которых нужно именовать Мидянами.

Пытаясь оправдать иранизм мидян, часто апеллируют и к сармато - мидийокому родству. В действительности, один из источников сообщает, что сарматы пришли в Северное Причерноморье из Мидии, а другой — называет их «medorum suboles», т. е. мидийским отростком, потомством. Но факт родства мидян и сарматов сам по себе едва ли может свидетельствовать об иранизме мидян, и прежде всего потому, что иранизм Всех сарматов находится под большим вопросом.