Галерея
10177 11100 11950 12815 12973 13524
Интересные записи
Топовое
Случайное

Исторический труд

Исторический трудОбращаясь к «Киропедии» — одному из наиболее крупных произведений нашего автора, необходимо отметить, что, пользуясь им, не следует забывать, что оно по своему характеру и содержанию представляет собой не столько исторический труд, сколько тенденциозный историкополитический и нравоучительный роман. Впрочем, о «Киропедии», как историческом источнике, существуют различные, нередко противоположные мнения. Некоторые ученые считают ее Первоклассным источником по истории культуры и быта Персии, другие придерживаются противоположного мнения, почти или полностью отрицая ценность «Киропедии», как исторического источника. И действительно, порою бывает довольно трудно установить, где в этом сочинении кончается история и начинается дидактика и, наоборот. Во всяком случае наличие как первой, так и последней в «Киропедии» едва ли может вызывать сомнения.

Неисторичность в «Киропедии» больше всего сказалась на описании действий отдельных персонажей и событий. Действия героев и отдельные события зачастую подчинены общей морально-этической и политической концепциям нашего автора и в угоду последним представлены в явно искаженном виде. Ксенофонт в своем произведении хотел создать идеальный тип монарха: праобраз был взят из жизни и наделен многими добродетелями и иными качествами, желательными автору. Так получился образ Кира, имевший очень мало общего с действительным носителем этого имени. Образ этого героя окружен целой толпой приближенных и иных лиц, также нередко весьма далеких от исторической действительности. Во всем этом нетрудно проследить, что взято из Геродота и Ктесия и что являет собою чистейший вымысел, необходимый для оправдания руководящих идей Ксенофонта. В смысле описания действий отдельных персонажей и событий ценность «Киропедии» как исторического труда за редкими исключениями, равна, по-видимому, нулю. Однако всего этого нельзя сказать при характеристике другой стороны этого сочинения, а именно описания быта, нравов, обычаев ц т. п. сторон культурной жизни Персии и, по-видимому, Мидии времен Ксенофонта или предшествовавшей, но близкой к нему эпохи. В этом отношении трудно не присоединиться к мнению Леман-Гаупта, поддержанному акад. В. В. Струве. «Киропедия» может быть первоклассным Источником не только по истории культуры и быта Персии, но в определенной мере и Мидии.