Галерея
10177 11100 11950 12815 12973 13524
Интересные записи
Топовое
Случайное

Новая религия

Ахеменидов, в том числе и Дария, нельзя считать зороастрийцами, как это делают Мейер, Хертель, Херцфельд, Шедер и некоторые другие исследователи. .

Новая религия, в смысле культа и обрядности имевшая много общего с зороастризмом, но не тождественная с ним, интенсивно насаждалась в Персии, так оказать, сверху, по крайней мере, со времен Дария I и, как кажется, имела полный успех при Ксерксе, разрушившим «храмы дэвов», т. е. племенных богов персов indiarf.ru.

Таким образом, становится очевидным, что Гаумата, разрушавший храмы племенных богов персов, был по существу предшественником Ксеркса, пытавшегося при помощи разрушения храмов — низвержения племенных религий персов и введения почитания единого великого бога Ахурамазды — централизовать культ, дабы при помощи его Ослабить родовую знать, укрепить единовластие великого царя. Судя по всему, те же самые цели преследовал Гаумата. Но реформы мага во всем их комплексе, в отличие от ксерксовой реформы, проводившейся во имя интересов укрепления царской власти, были в конечном счете, по нашему мнению, в интересах подавляющего большинства широких масс народа. Почти по единогласному признанию крупных авторитетов, в зороастризме была достаточно сильна демократическая тенденция, выражавшая в какой-то мере чаяния и стремления широких слоев народа. Последнее обстоятельство не может не перекликаться с установленным нами положением о народном характере движения, во главе которого, быть может, даже поневоле, так сказать, волею судеб, оказался Гаумата. Ввиду сказанного вполне 522 г. до к. э. пробрались в мидийскую крепость Сикаяуватиш и убили Гаумату www.pssq.ru, а также его приверженцев. Характерно, что семь знатных персов не рискнули привлечь к заговору никого из числа представителей мидийской знати, хотя она в продолжение всех «смут» времен Камбиза — Дария стояла на стороне персидского царя и вместе с ним принимала участие в борьбе против своих соотечественников. Заговор против Гауматы и убиение его были делом деликатным, в котором, очевидно, могли участвовать Только персы. Дарий в данном случае, по-видимому, не мог положиться на мидян, даже знатных. Возможно этим и объясняется подчеркивание Дарием I в его Сузианской и Накширустамской надписях особой миссии именно персов.

Итак, Гаумата пал жертвою заговора Персидской знати . Заговорщики действовали как ночные убийцы, и недаром, ибо начать открытую борьбу против Гауматы они были бессильны; за магом шел народ, его самые широкие слои.

По сведениям, дошедшим от Геродота и что особенно важно — Кте - сия, подтверждающим их, в день убиения Гауматы началась [xa^acpovta

—магоубийство. По словам Геродота, это — самый большой государственный праздник у персов. Я. Маркварт показал, что время убийства мага почти совпало с праздником bagayada— «жертвы baga», т. е. Митре. Но отсюда вовсе не следует, что, именно благодаря этому празднику, как полагал Я. Маркварт, «в греческом предании, по недоразумению, появился праздник [xa^acpovia ». Доказательство существования праздника bagayada в месяце Bagayadis вовсе не является доказательством не существования [xa^acpovta. Наоборот, в свете сказанного выше, вообще даже трудно предположить, что после убийства мага, в Персиде не было нечто вроде Избиения магов. Ma-yacpovia в Персиде Логически должна была вытекать из всей политики Гауматы, направленной против господствующего народа и в первую очередь его религии.