Галерея
10177 11100 11950 12815 12973 13524
Интересные записи
Топовое
Случайное

Группа жрецов

Группа жрецовТаким образом, следует констатировать, что между магами и атраванами нет никакой пропасти и поэтому их не следует противопоставлять друг другу. Маги — более позднее наименование тех же атраванов, возможно, и иных групп жрецов.

Трудно определенно сказать так же и то, были ли маги, официальные жрецы мидийских царей, зороастрийцами. Но что зороастризм или нечто близкое к последнему имел хождение в Мидии, по крайней мере VII—VI вв. до н. э., доказывается рельефными изображениями специфически зороастрийского происхождения на некоторых из скальных гробниц на территории Мидии. Если это так, то вероятными проповедниками последнего были очевидно маги.

Это предположение подкрепляется также фактом Разрушения мидянином магом Гауматой храмов. Ведь сооружение храмов, как указывалось выше, чуждо так сказать чистому зороастризму. Ненависть к храмам со стороны мага можно объяснить только в том случае, если предположить, что он был зороастрийцем, а зороастризм он мог воспринять Только в том случае, если последний имел распространение и в Мидии. Предположение о других источниках, откуда Гаумата мог бы черпать зороастрийские верования, должно быть, очевидно, отброшено. В самом деле трудно предположить, что маг мог быть знаком с культами, не имевшими хождения на территории Ирана и распространенными за его пределами, где-нибудь, например, в Средней Азии. Едва ли Гаумата мог решиться на такой серьезный шаг, как разрушение храмов, не имея перед собою наглядного примера, освященного долголетней традицией, пустившего глубокие корни и имевшего широкую поддержку среди народа именно на территории самого Ирана, а не где-нибудь за его пределами. Наконец, уже a priori Трудно допустить, что в последней четверти VI в. до н. э. зороастризм не был распространен в Мидии и что он проникал в Перейду, минуя ее. А что в Персиде нечто вроде зороастризма было распространено уже при Дарии и Ксерксе не вызывает никаких сомнений. Про<поведни1ка1ми этих учений были, конечно, маги. Характерно, что, судя по Цицерону, именно маги подбивали Ксеркса во время его похода на Грецию разрушить эллинские храмы, ибо эллины замыкали богов в стены храмов. Согласно же воззрениям зороастрийцев, поклонявшихся богу, имевшему абстрактный пантеистический характер и не имевшему кумиров, Весь мирбыл храмом бога и поэтому служение Ахурамазде должно было производиться вне стен храмов, на лоне природы.