Галерея
10177 11100 11950 12815 12973 13524
Интересные записи
Топовое
Случайное

Реставраторы Авесты

Реставраторы АвестыВ Гатах, древнейшей части Авесты, нет и намека на ту довольно далеко зашедшую картину государственности, которую мы видим в Иране эпохи Ахеменидов. Авеста вообще не знает эту царскую фамилию. И трудно, конечно, поверить тому, что будущие реставраторы Авесты сознательно выкинули из священных книг имена первых Ахеменидов, якобы, в силу того, что последние так же поступали с именем пророка в своих надписях. Маги, записывавшие впоследствии тексты Авесты, как нам кажется, не могли так просто «расправиться» с династией Ахеменидов прежде всего по той простой причине, что ко времени Сасанидов историческая традиция Западного Ирана, в частности Персии, была, можно сказать, почти позабыта. Об Ахеменидах в это время, за редким исключением, уже не помнили. Покуда в первоначальной Авесте Ахемениды, по-видимому, не упоминались, а известны были только Кеяниды — династия Виштаспа, то, следуя Именно первоначальной авестийской традиции, маги связали торжество зороастровых вероучений не с именем чуждой Авесте и позабытой уже в эпоху Сасанидов династии Ахеменидов, а с именем Кави Виштаспа, как это, очевидно, и было в первоначальной Авесте.

Вообще следует отметить, что попытки «заставить» Заратуштру быть современником Ахеменидов и в первую очередь Виштаспа в значительной степени грешат модернизмом. И это прежде всего касается работ наиболее ревностного сторонника указанной точки зрения, но не всегда разборчивого в своей аргументации, Э. Херцфельда. У нас нет никаких серьезных объективных данных для сопоставления носителей двух сходных по звучанию имен Виштаспа: одного — отца Дария, сатрапа Пар - фии, другого — полулегендарного царя Бактрии, или Мидии. В первом случае перед нами Ахеменид, во втором — Кеянид; первый — сын Арша - мы, второй—Аурватаспы; один из них перс, другой — бактриец или мидянин. Сказанного уже достаточно, чтобы как говорит Альтхейм, «навсегда отказаться» от этой искусственной гипотезы.